ОАО «Газпром», его дочерние общества, комиссии по использованию природного и сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива при Правительстве Российской Федерации и при Российском газовом обществе, Национальная газомоторная ассоциация последовательно продолжают работу над формирование благоприятных, комфортных и справедливых условий на рынке автомобильного метана России. Но в одиночку, без государственной поддержки эта задача — невыполнима.
В большинстве стран, в которых природный газ используется в качестве моторного топлива, действует система стимулирования, включающая как меры поощрения, так и меры принуждения. При этом в ряде стран с развитой рыночной системой экономических взаимоотношений на государственном и региональном уровнях приняты нормы прямого действия, способствующие расширению использования природного газа на транспорте.
Меры стимулирования, применяемые в различных странах мира в отношении природного газа, можно условно подразделить на организационные, нормативно-технические и финансовые.
Следует особо подчеркнуть, что перечисленные далее ограничительные или поощрительные меры могут применяться в национальном, региональном или только муниципальном масштабах.
Организационные меры
К организационным мерам стимулирования использования метана в качестве моторного топлива, которые применяются в различных странах мира, относятся следующие:
• запрет на использование дизельного топлива на автомобилях малой и средней грузоподъемности/пассажировместимости (Бразилия, Египет, Корея, Пакистан);
• запрет на использование любых углеводородных видов моторного топлива за исключением КПГ на муниципальных автобусах и мусороуборочных автомобилях (Франция);
• запрет на строительство АЗС без блока заправки машин КПГ (Италия);
• запрет на эксплуатацию дизельных автомобилей в черте населенных пунктов и/или в природоохранных зонах (Италия, Япония, Пакистан, Дания);
• нераспространение на автомобили, работающие на КПГ, запрета на въезд в природоохранные зоны (Великобритания, Италия, Чили, Китай);
• нераспространение на автомобили, работающие на КПГ, запрета на конструкцию двигателя /двухтактные/ (Бангладеш, Индия);
• нераспространение на автомобили, работающие на КПГ, ограничения максимального возраста автомобиля (Бангладеш);
• нераспространение на автомобили, работающие на КПГ, ограничения движения по временам года, четным и нечетным дням, будним или выходным дням, времени суток (Франция, Италия, Германия, Греция, Китай);
• обязательное приобретение бюджетными организациями газобаллонных автомобилей при обновлении подвижного состава предприятия/организации (США);
• освобождение автомобилей, работающих на КПГ, от прохождения ежегодного обязательного экологического тестирования (Хорватия);
• предоставление водителям автомобилей, работающих на КПГ, права проезда по полосам ограниченного автомобильного движения (Швеция, США);
• предоставление водителям такси, работающих на КПГ, права внеочередной посадки пассажиров в аэропортах (Германия);
• предоставление предприятиям, использующим КПГ, преимущественного права на получение муниципального заказа (Франция, Италия, Иран).
Нормативно-технические меры
Нормативно-техническими мерами, способствующими использованию метана в двигателях внутреннего сгорания являются:
• благоприятные нормы технологического проектирования АГНКС;
• Единые Правила 110 ЕЭК ООН для ГБО КПГ, устанавливаемого на АТС;
• освобождение баллонов от периодического переосвидетельствования на весь паспортный срок эксплуатации.
Финансовые меры
Финансовые меры стимулирования использования природного газа в качестве моторного топлива также имеют достаточно широкий спектр. Они в основном сводятся к уменьшению размеров сборов в бюджеты различных уровней, полному освобождению от них или к выплатам из бюджетов. В настоящее время в различных странах мира действуют следующие финансовые льготы:
• выделение грантов и дотаций на приобретение автомобилей, работающих на КПГ, газобаллонного оборудования (КПГ) и строительство АГНКС (Австралия, Великобритания, Канада, Малайзия, Япония);
• выплата единовременных премий на переоборудование автомобиля для работы на КПГ (Италия, Германия);
• компенсация банковских процентов по кредиту на переоборудование техники для работы на КПГ (Россия);
• компенсация части затрат на переоборудование автомобилей для работы на КПГ (Германия, Италия, Россия);
• компенсация части затрат на покупку новых автомобилей, работающих на КПГ, строительство АГНКС (Германия, Италия, Россия);
• ограничение предельной оптовой цены на сырьевой газ для АГНКС (Россия);
• ограничение предельной розничной цены на КПГ (Малайзия, Россия);
• освобождение газобаллонного оборудования от ввозных пошлин и налога с продаж (Малайзия);
• освобождение или снижение ставки налога на горюче-смазочные материалы в отношении природного газа (Австралия, Великобритания, Германия);
• освобождение импортного газозаправочного и газоиспользующего оборудования для природного газа от ввозных таможенных пошлин (все страны Евросоюза, Иран);
• освобождение импортных узлов, агрегатов и комплектующих деталей, используемых при сборке метановых автомобилей, от ввозных таможенных пошлин (Филиппины);
• освобождение КПГ от уплаты акцизных сборов или снижение их размеров (Бельгия, Ирландия, США);
• освобождение на три года от уплаты налога на землю при строительстве АГНКС (Япония);
• освобождение от уплаты сборов за въезд в зоны ограниченного автомобильного движения (Швеция, Великобритания);
• освобождение от уплаты сборов на платных стоянках (Швеция);
• предоставление льготных кредитов на переоборудование техники для работы на природном газе (Пакистан, Германия);
• предоставление метановым автомобилям вне зависимости от форм собственности права бесплатной парковки в аэропортах, торговых центрах и т. д. (США, Нидерланды);
• предоставление права ускоренной амортизации ГБА и АГНКС (Япония);
• снижение налога на дороги (Малайзия);
• снижение налога на основные средства при строительстве АГНКС (Япония);
• снижение налога на транспортные средства при покупке ГБА (Япония);
• снижение налога на юридических лиц при покупке ГБА и АГНКС (Япония);
• снижение налога с продаж (США);
• снижение платы за выбросы автомобильным транспортом (Россия);
• снижение размеров акцизных сборов на новые автомобили (Таиланд);
• снижение размеров страховых сборов (Германия);
• снижение таксы за проезд по платным дорогам (Словакия);
• сокращение базы для исчисления налога на имущество на определенный процент от стоимости АГНКС и ГБА на КПГ (США).
В России
В Российской Федерации практически отсутствуют меры стимулирования, и государство публично не выразило своей позиции в отношении природного газа, используемого в качестве моторного топлива. Органы управления декларируют поддержку концепции перевода части транспорта на метан, но на практике вставляют палки в колеса и создают искусственные препятствия внедрению природного газа в качестве моторного топлива.
Так, например, при прохождении государственного технического осмотра в некоторых региональных подразделениях ГИБДД к газобаллонным автотранспортным средствам, работающим на природном газе, предъявляются требования, не предусмотренные Техническими Условиями, входящими в «Сборник нормативных и методических документов по переводу автотранспортных средств на газовое топливо».
Территориальные налоговые инспекции ряда регионов, ссылаясь на Постановление Правительства РФ № 31 от 15.01.1993 г., требуют от владельцев АГНКС устанавливать цену на КПГ строго на уровне 50% от стоимости бензина А-76. При этом суть постановления искажается, поскольку оно устанавливает «предельную отпускную цену на сжатый природный газ» (именно так записано в постановлении). Другими словами, цена КПГ не может быть выше предельной, но может быть ниже нее. Налоговые инспекторы, безусловно, охраняют интересы государства, но непосредственно вмешиваться в коммерческую деятельность АГНКС и диктовать цены права не имеют.
Еще дальше пошла Федеральная антимонопольная служба по Ставропольскому краю. По их мнению, подготовленный проект краевого закона «Об использовании альтернативных видов моторного топлива в Ставропольском крае» противоречит Закону России «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Доводы, основанные на отечественном и зарубежном опыте, на поручениях Президента и Правительства Российской Федерации и решениях «Большой восьмерки», нацеленные на обеспечение энергетической и экологической безопасности, руководством этой Службы не восприняты. Не хотелось бы думать, что где-то есть какие-то силы, которые такими вот средствами, где через ГИБДД, где через Федеральную налоговую службу, где через Федеральную антимонопольную службу, где через губернаторов и мэров, стремятся сохранить тотальное господство бензина и нефти! Здравоохранение, развитие АПК, доступное жилье — успешная реализация этих национальных проектов немыслима, если продолжать использовать на российском транспорте только нефтяные виды топлива!
По мере развития внутреннего и международного рынка КПГ и СПГ на транспорте внедрять меры стимулирования России все равно придется. Иначе зачем же 16 июля 2006 г. Президент России В. В. Путин со своими коллегами по «Большой восьмерке» подписал санкт-петербургский план действий «Глобальная энергетическая безопасность»? Там в частности, зафиксировано следующее: «...мы обязуемся... принять в своих странах необходимые меры, в том числе по созданию финансовых и налоговых стимулов, способствующих внедрению энергоэффективных технологий, а также по расширению масштабов применения уже существующих технологий в этой области». К таким областям среди прочего относятся более широкое использование сжатого и сжиженного природного газа для транспортных средств и Проект Европейской экономической комиссии ООН «Голубой коридор».
Заключение
В данной статье, безусловно, перечислены далеко не все меры стимулирования, действующие в различных странах мира. Однако, по убеждению автора, даже первая попытка некоторой систематизации инструментов поощрения позволит газомоторной общественности России более четко, с опорой на мировой опыт формулировать свои предложения для органов законодательной и исполнительной власти.
Пронин Е.Н., зам. начальника Управления по газификации и использованию газа ОАО «Газпром»
|